Глава 5.2. Лексические соглашения5.2.1. Структура программ на языке JavaПрограмма на языке Java это текст, состоящий из идентификаторов, ключевых слов, констант, разделителей, символов операций и комментариев. Приведем классический пример (эта программа выводит на экран строку Hello, world): class Test { // главная программа public static void main(String args[]) { System.out.println("Hello, world"); } } Для удобства чтения программы и форматирования ее текста могут использоваться символы пробела. Эти символы игнорируются всюду, кроме строковых и символьных констант, в которых они являются значимыми. Символами пробела в Java считаются следующие символы Unicode:
Символы разрыва строки также используются для форматирования текста, но они могут иметь значение и с точки зрения синтаксиса программы. Формальные правила использования разрывов строк в Java довольно сложны, но на практике достаточно помнить только то, что обычно рекомендуется начинать новый оператор с новой строки. Символами разрыва строки в Java считаются следующие символы Unicode:
5.2.2. КомментарииКомментарии в Java могут быть однострочными и многострочными. Однострочные комментарии начинаются с символов // и продолжаются до конца текущей строки, как показано в приведенном выше примере. Многострочные комментарии заключаются в маркеры /* и */, например: /* Это пример комментария, содержащего несколько строк. */ Многострочные комментарии не могут быть вложены друг в друга. Текст комментария полностью игнорируется при выполнении программы. Java поддерживает специальную форму многострочного комментария вида /** */. Такие комментарии называются документирующими и используются для автоматического документирования библиотек классов утилитой javadoc. Мы не приводим описания этой утилиты; его можно найти в документации к JDK. 5.2.3. Зарезервированные словаСледующие имена являются ключевыми словами языка Java и не могут употребляться в качестве идентификаторов:
Отметим, что ключевые слова const и goto в Java не используются, но являются зарезервированными. 5.2.4. ИдентификаторыИдентификаторы используются в Java в качестве имен переменных, классов и методов. Они могут начинаться с латинской буквы, символа "$" (знак доллара) или символа "_" (подчеркивание) и должны состоять из латинских букв, цифр и символов "$" и "_". Знак доллара рекомендуется использовать только в идентификаторах программ, которые автоматически генерируются другими программами. Идентификаторы не могут совпадать с зарезервированными словами. Два идентификатора считаются равными, если они текстуально совпадают; это означает, что Java проводит различие между строчными и прописными буквами. Примеры синтаксически правильных идентификаторов:
5.2.5. КонстантыКонстанты используются для задания постоянных значений. В Java имеется несколько типов констант, соответствующих его встроенным типам, а именно:
5.2.5.1. Символьные константыСимвольная константа это один символ Unicode, заключенный в одинарные кавычки. Символ может быть задан собственно символом или escape-последовательностью вида \uXXXX, где XXXX шестнадцатеричный код символа Unicode. Примеры: 'a' 'Ю' '©' '\u03A9' Несколько символов обозначаются специальными escape-последовательностями:
5.2.5.2. Строковые константыСтроковая константа это нуль или более символов Unicode, заключенных в двойные кавычки. Строка, не содержащая символов (""), называется пустой строкой. Символы Unicode, входящие в состав строки, могут задаваться своим числовым кодом с помощью escape-последовательностей, как описано в предыдущем параграфе. Примеры строковых констант: "Это строковая константа." "Графический образ хранится в файле C:\\webstuff\\mypage\\gifs\\garden.gif." "Эта строка заканчивается разрывом строки.\r\n" 5.2.5.3. Целые константыЦелые константы могут быть положительными, отрицательными и нулем. По системе счисления они могут быть десятичными, восьмеричными и шестнадцатеричными:
Целые константы с суффиксом L или l имеют тип long (например, -1L или 0x12345678l); все остальные целые константы имеют тип int. Диапазон допустимых значений констант типа int: от -2147483648 (-231) до 2147483647 (231-1). Диапазон допустимых значений констант типа long: от -9223372036854775808L (-263) до 9223372036854775807L (263-1). 5.2.5.4. Плавающие константыПлавающие константы отличаются от целых наличием или десятичной точки, или буквы e в любом регистре, задающей степень десяти в научной нотации, или того и другого. Примеры плавающих чисел:
Плавающие константы с суффиксом F или f имеют тип float (например, -1.0F или -123.45678f); все остальные плавающие константы имеют тип double (для подчеркивания этого они могут иметь необязательный суффикс D или d). Тип float соответствует 32-битовому формату IEEE 754, а тип double 64-битовому формату IEEE 754. Наибольшим возможным значением числа типа float является 3.40282347e+38f, а наименьшим возможным положительным значением 1.40239846e-45f. Наибольшим возможным значением числа типа double является 1.79769313486231570e+308, а наименьшим возможным положительным значением 4.94065645841246544e-324. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||