Учебник РНР
Назад Вперёд

Глава 13. Классы и Объекты

Содержание
class
extends
Constructors
::
parent
Сериализация объектов - объекты сессий
Магические функции __sleep и __wakeup
Ссылки внутри конструктора

class

Класс это коллекция переменных и функций, работающих с этими переменными. Класс определяется с использованием следующего синтаксиса:

<?php

class Cart
{
    var $items;  //элементы в нашей shopping cart

    // Добавить $num артикулов $artnr в cart

    function add_item ($artnr, $num)
    {
        $this->items[$artnr] += $num;
    }
   
    // Изъять $num артикулов $artnr из cart
 
    function remove_item ($artnr, $num)
    {
        if ($this->items[$artnr] > $num) {
            $this->items[$artnr] -= $num;
            return true;
        } else {
            return false;
        }   
    }
}
?>

Здесь определён класс Cart, состоящий из ассоциативного массива артикулов/articles в карте/cart и двух функций для добавления и удаления элементов этой cart.

Внимание!

Это предупреждение верно для PHP 4.

Имя stdClass используется внутренне Zend-машиной и зарезервировано. Вы не можете иметь в РНР класс с именем stdClass.

Имена функций __sleep и __wakeup являются "магическими" в PHP-классах. Вы не можете иметь функции с такими же именами в любом вашем классе, если только вам не нужна "магическая" функциональность, ассоциированная с ними. См. далее.

PHP резервирует все имена функций, начинающиеся с __ как магические. Рекомендуем не использовать в РНР имена функций с __ , если только вам не нужна какая-нибудь задокументированная магическая функциональность.

Примечание: в PHP 4 только константные инициализаторы для var-переменных допустимы. Для инициализации переменных с неконстантными значениями вам необходима функция инициализации, которая вызывается автоматически, когда конструируется из класса. Такая функция называется конструктором (см. далее).

<?php
/* Это не будет работать в PHP 4. */
class Cart
{
    var $todays_date = date("Y-m-d");
    var $name = $firstname;
    var $owner = 'Fred ' . 'Jones';
    var $items = array("VCR", "TV");
}

/* Вот как это должно делаться. */
class Cart
{
    var $todays_date;
    var $name;
    var $owner;
    var $items;

    function Cart()
    {
        $this->todays_date = date("Y-m-d");
        $this->name = $GLOBALS['firstname'];
        /* etc. . . */
    }
}
?>

Классы это типы, то есть они являются шаблонами реальных переменных. Вы должны создавать переменную нужного типа операцией new.

<?php
$cart = new Cart;
$cart->add_item("10", 1);

$another_cart = new Cart;
$another_cart->add_item("0815", 3);

Здесь создаются объекты $cart и $another_cart, оба от класса Cart. Функция add_item() объекта $cart вызывается для добавления 1 элемента артикула номер 10 в $cart. 3 элемента артикула номер 0815 добавляются в $another_cart.

И $cart, и $another_cart имеют функции add_item(), remove_item() и элементы переменных. Это разные функции и переменные. Вы можете представить эти объекты как директории файловой системы. В файловой системе вы можете иметь два разных файла README.TXT, если они находятся в разных директориях. Как и с директориями, где необходимо вводить полный путь к файлу, чтобы достичь его из директории верхнего уровня, вы должны специфицировать полное имя функции, которую хотите вызвать: в терминологии PHP, директория верхнего уровня это глобальное пространство имён/global namespace, а разделителем имён служит ->. Таким образом, имена $cart->items и $another_cart->items именуют две различные переменные. Заметьте, что переменная именуется $cart->items, а не $cart->$items, то есть имя переменной в PHP имеет только один знак dollar.

// корректно, один символ $
$cart->items = array("10" => 1); 

// неверно, поскольку $cart->$items становится $cart->""
$cart->$items = array("10" => 1);

// корректно, но может и не быть тем, что вы предполагаете:
// $cart->$myvar становится $cart->items
$myvar = 'items';
$cart->$myvar = array("10" => 1);

Внутри определения класса вы не знаете, под каким именем объект будет доступен в вашей программе: на момент написания класса Cart не было известно, что объект будет называться $cart или $another_cart. Таким образом, вы не можете написать $cart->items в самом классе Cart. Вместо этого, чтобы иметь возможность доступа к переменным и функциям внутри класса, можно использовать псевдопеременную $this, которая может читаться как 'моя собственная' или 'текущий объект'. То есть '$this->items[$artnr] += $num' можно прочитать как 'добавить $num к счётчику $artnr элемента моего собственного массива' или 'добавить $num к счётчику $artnr элемента массива внутри текущего объекта'.

Примечание: имеются отличные функции для работы с классами и объектами. Вы можете просмотреть их в разделе Class/Object-функции.

Назад Оглавление Вперёд
Функции переменных Вверх extends

Дополнительная информация на сайте script-info.net: скрипт-технологии (JS, VBS, PHP, Perl).